Приветствую Вас Гость | RSS
МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРУППА ГРАНИЦА ДОЖДЯ
Главная » Каталог статей » Регистрация » ВходВторник
24.04.2018
04:09
Главная » Статьи » Мои статьи

ПАМЯТИ ЗАБЫТОГО МАСТЕРА. Заслуженный художник России Астальцев Виктор Владимирович ( 1927-94гг)
ПАМЯТИ ЗАБЫТОГО МАСТЕРА
Судьба художника как капля воды отражает огромный мир, выпуклый, объёмный, преображённый талантом Мастера в некий волшебный образ Мироздания. На Руси всегда особо почитали живописцев, являвших  зрителям  красоту Божьего творения, а не искажавших и не разрушавших его.
Среди людей, особо тонко чувствовавших гармонию этого мира, был и мастер, которому посвящён этот короткий рассказ.
В самом конце былинного уже для нынешнего поколения 1927 года в селе Месягутово на Южном Урале близ Уфы, в дивном краю, воспетом Павлом Бажовым в "Хозяйке медной горы", родился замечательный русский художник Виктор Астальцев, творчество которого один из постоянных посетителей его выставок назвал «прекрасными песнями о Руси».  Придти в этот прекрасный мир
ему давелось в не самое прекрасное, очень суровое время.
Когда мальчику было полгода, при невыясненных  трагических обстоятельствах, погибает его отец. Кому не угодил бывший конник Чапаевской дивизии Владимир Александрович Астальцев,  дерзнувший в разгар богоборческого времени жениться на поповской дочке?  В лихие годы коллективизации разбираться в этом никто не стал. В одиннадцать лет Витя остаётся и без матери,
Лидия Ивановна умирает 28 лет от роду.
Воспитывает будущего художника бабушка - вдова расстрелянного в 1937 году священника и иконописца отца Иоанна Левицкого. Екатерина Сергеевна  водила мальчика в лес, в горы, учила восхищаться природой, небом, Землёю, видеть гармонию Божьего мира, учила доброте и ответственности перед этим миром. Её светлый образ художник пронёс в душе и памяти до конца своих дней.  Часто вспоминал он и рассказы старой учительницы Марии Ивановны Бершевой, разглядевшей в сироте художественный талант, о российской истории, о русской культуре, о старых «царских» временах.
От этих, без преувеличения, великих русских женщин, в самые страшные годы сохранивших национальные традиции, память о культурных свершениях своего народа, воспринял будущий мастер ту самую ответственность перед неповторимыми созданиями предков, безвестных зачастую русских мастеров, создавших шедевры древнерусской архитектуры. Эти шедевры и величие родной природы художник будет воспевать в своих полотнах всю жизнь. А начиналось его творчество с детских рисунков, где он трогательно изображал нежные белоствольные берёзки, добрых домашних животных, иллюстрации к классикам русской литературы, которых он всегда любил и прекрасно знал.
В шестнадцать лет Виктор уходит на фронт. Мальчишку-добровольца в 1944 году  отсылают на Дальний восток, подальше от большой войны, но через год война приходит и туда. В перерывах между боями, рисуя портреты сослуживцев, танки и пушки, в редкие минуты отдыха, он вспоминал родной Урал, его сказочные пейзажи, любимую бабушку, молитвы которой хранили солдата в самые страшные моменты. Провожая внука на фронт, матушка Екатерина зашила текст молитвы ему в нагрудный карман. По воспоминаниям Виктора Владимировича, неоднократно под ураганным огнём противника, он единственный из всего подразделения оставался живым.  Военный призыв служил в армии семь лет. В это время - в 1948-50 годах Виктор Астальцев учился на заочных курсах рисования и живописи народной академии в Москве. Чемодан с армейскими рисунками, к сожалению, остался у фронтового друга навсегда. Демобилизовавшись в  1951 году, Виктор поступил в Московское художественное училище памяти 1905 года на театрально-декорационное отделение. В 1956-58 годах работал художником-декоратором в Центральном детском театре в Москве. Обладая прекрасными артистическими и вокальными данными, заменял, бывало, по воспоминаниям самого художника, своего тогдашнего друга-приятеля - начинающего актёра ЦДТ Олега Ефремова  в небольших ролях. Благо многие находили между ними внешнее  сходство, а после весёлых дружеских пирушек художник иногда оказывался в лучшей форме, чем артист.
Несмотря на уговоры друзей-актёров бросить «свою мазню» и заняться артистической карьерой, в 1958 году, отработав положенные три года по распределению, поступает в Московский художественный институт имени В.И.Сурикова. В Члены Союза Художников был принят с 1964 года - года защиты диплома в институте. С 1957 года  активно участвует в многочисленных всесоюзных, республиканских и областных выставках, что было совсем непросто в те атеистические годы. Художнику, писавшему церкви и монастыри вместо партийных лидеров и съездов КПСС, приходилось несладко. Но тем не менее, постоянно проходят персональные экспозиции живописи Астальцева в Москве, Подмосковье, в разных городах страны. Несколько сотен его работ уже в те «невыездные» годы попадают за рубежи Советского Союза: в США, Германию,  Японию, Сирию, Грецию, в Нидерланды и другие государства мира. Множество музеев и частных коллекционеров в нашей стране приобретают его живопись.
По крупинкам, «...по небольшим жемчужинкам он воссоздаёт целое ожерелье, отбирая чудом сохранившиеся древнерусские храмы уголки старой Москвы, удивительные памятники Коломенского, Новгорода, других замечательных мест России и создавая их композиционное целое, наполнив духом времени, ощущением далёкого прошлого.  …Астальцев восхищён красотой старины.  И он размышляет и предупреждает своими работами, что памятники созданы сердцем народа и их  надо не ломать, а сохранять.
И человек он высоконравственный, совестливый. Принесут ему тот же холст, который достали не честным путём, он заплатит, сколько запросят, а рисовать на нём не может. Душа не лежит.
- Писать надо, как видишь, как чувствуешь. Надо учиться у самой жизни, у природы, - любил повторять художник. … Его полотна то светлы, то исполнены печали, то радостны то, по-настоящему драматичны в изображении древней истории. На одной из  выставок работ Астальцева можно было видеть, как люди подолгу стояли у небольшого полотна, выполненного в серебристых и золотистых тонах: воин на коне, башня, часть крепостной стены, узкая полоска
холодного северного моря, порыв ветра. Здесь вся Русь, могучая, непокорённая. Так и хочется воскликнуть: «Тут русский дух, тут Русью пахнет!»».  Это строки из книги «Русь Васнецовская» писателя и журналиста Нинель Ивановны Дмитриевой, одна из глав  которой посвящена Виктору Владимировичу Астальцеву. К сожалению, труд этого автора, трепетно переживающего и печалящегося о судьбах национальной культуры, вышел в год смерти художника и стал последней капелькой в довольно обширном когда-то потоке публикаций об Астальцеве.  При жизни творчество живописца  высоко ценили лучшие художественные критики страны, в том числе - академик с мировым именем М.В.Алпатов – один из «столпов»,  классиков российского и мирового искусствознания. Алпатов активно интересовался работой художника и статью в альбоме Астальцева, выпущенного в 1988 году издательством «Советский художник», написал именно он. Это практически единственный труд великого искусствоведа, посвящённый русскому художнику советского периода. Задумывал М.В.Алпатов эту работу как большой альбом с более чем сотней иллюстраций (о чём свидетельствует его письмо, хранящееся в семейном архиве), но тема русской истории и русского пейзажа в то время
показалась издателю не настолько актуальной и необходимой.
Статья о В.В. Астальцеве опубликована в Международном словаре лучших художников мира. Публикации в десятках отечественных и зарубежных периодических изданий высоко оценивали вклад художника в мировую художественную культуру. Конечно, справедливости ради, надо сказать, что такой широкомасштабной рекламы и пропаганды, как творчество официальных придворных художников искусство Астальцева, естественно не получило. Не влился он и в ряды андеграунда с Малой Грузинской, т.к. всегда был очень далёк от всяческой политики, протестной общественной активности, жил только творчеством, живопись была абсолютным смыслом его существования. Он мог писать по 24 часа в сутки, ходил на этюды в 30-40-градусные морозы. Последние годы жизни художника отмечены как широким всероссийским и международным признанием  в узких кругах знатоков (готовилось присвоение звания Народного художника, издание достойного альбома живописи, избрание в Академию Художеств), так и многими драматическими, порой трагическими и загадочными событиями. Наивный, как ребёнок, мастер, к сожалению, не очень разбирался в людях, не подозревал в окружающих людях коварства и жестокости, т.к. сам даже живой рыбе голову отрезать никогда не мог. Верил лживым жуликам и льстивым проходимцам, которые нажили состояния, обворовывая его. Доверял людям, имевшим очевидные для большинства корыстные намерения.
8 декабря 1994 года Виктор Владимирович Астальцев  умер при весьма загадочных, невыясненных до сих пор обстоятельствах  в своей мастерской. Большинство самых лучших, «програмных» работ, сразу после кончины мастера исчезли из его мастерской и квартиры и растворились в неизвестности. Потом уже нашлось множество свидетелей, рассказавших о том, что и при жизни большая часть творческого наследия беззастенчиво была украдена. Но было уже поздно что-то делать. Всё огромное творческое наследие художника, созданное титаническим трудом в сложнейших условиях, в нищете, в лишениях ушло в неизвестность, как вода сквозь песок. И настало ЗАБВЕНИЕ. Прошло с момента кончины уже несколько крупных юбилейных дат. Но нет возможности провести юбилейные выставки.  В руках дочери художника осталось крайне небольшое количество произведений, да и качество коллекции, сложившейся по  принципу «что не успели украсть» не даёт возможности представить зрителю творческое лицо Живописца.
А ряды старых его поклонников и ценителей с каждым годом редеют.
В последние годы на аукционах вдруг стали появляться картины художника. Увы, большинство из них отнюдь не первостепенные, случайные. Попадаются откровенные подмалёвки, недописанные, испорченные или счищенные вещи, этюды, эскизы – рабочий подготовительный материал, кухня мастера, не предназначенная для демонстрации зрителю. Это тоже способствует созданию искажённого представления о творчестве Астальцева, да и о ценности этого творчества.
Остаётся только только воспользоваться достижениями современных технологий и создать виртуальный выставочный зал -  сайт художника. Спасибо добрым людям, присылающим нам фотографии имеющихся у них работ. Правда те самые лучшие картины пока так и не появились в поле зрения, но будем надеяться, что когда-нибудь и они вернутся к нашему российскому зрителю.
САЙТ ПОСВЯЩЁННЫЙ ХУДОЖНИКУ  http://solalart.narod.ru

Категория: Мои статьи | Добавил: linerain (16.03.2010)
Просмотров: 888 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Мои статьи [11]
Поиск
В избранное
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Block title
Block title
Block title
Copyright MyCorp © 2018 Бесплатный конструктор сайтов - uCoz